Маркетинговые показатели

Данная книга представляет собой редкое, можно сказать, уникальное явление не только в ряду научно-исследовательской литературы, написанной на темы маркетинговых дисциплин. Она является на рынке бизнес-литературы интересным, важным и необычайно востребованным изданием, в котором так нуждаются и специалисты-маркетологи, и менеджеры, занятые во всех процессах маркетинг менеджмента, и студенты, обучающиеся на различных программах бакалавриата, магистратуры и MBA экономических вузов и университетов.

На самом деле, подобная редкость будет интересна любому менеджеру, и не только маркетинг менеджмента, но и финансистам, бухгалтерам, разработчикам новых продуктов - инноваторам и всем тем, кто связан с активной деятельностью в области управления организацией по всем организационным процессным направлениям.

Давно ушли в прошлое те времена, когда маркетинг-менеджмент рассматривался как узконаправленная функция, ориентированная на выполнение стратегических задач продаж и продвижения продуктов к потребителям. Пройдя сложнейший эволюционный путь развития от реализации и поддержки функции сбыта, глубоко и технологично успешно развив школу маркетинговых исследований, дойдя до совершенства в реализации стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций, маркетинг менеджмент становится одной из основных стратегических функций организации, пронизывая все стратегические уровни - от корпоративного, бизнес - единиц, функционального до операционного уровня. Работая в направлении реализации стратегий всех уровней, коррелируя и оптимизируя количественные и качественные потоки информации, а также все остальные потоки – продуктовые, финансовые и потоки коммуникационных отношений, маркетинг менеджмент становится не только базовой стратегической функцией организации, но, прежде всего современной концепцией менеджмента организации, ориентированной на рынок, на рынок, представляющий собой синергетическую энергию всех огромного количества и качества рынков. Потребитель становится n-мерным. Представляя собой точку пересечения множества видимых и «невидимых» (будущих потенциальных) рынков, потребитель, являясь частью организации, а в виде системы потребностей, - фокусом организационной системы управления компанией. Таким образом, организация, создавая технологии удовлетворения, воздействует одновременно на все рынки, так или иначе, участвуя в удовлетворении потребностей данных рынков. Как показывает практика бизнеса, маркетинг менеджмент в настоящее время является не только приоритетной концепцией менеджмента, но и одним из базовых инструментариев управленческого функционала.

Акцентируя внимание на том, за что эту книгу можно назвать уникальной среди остальных изданий о бизнес – литературе, необходимо выделить несколько моментов.

  1. Можно с уверенностью сказать, что эта книга может рассматриваться как единственная на рынке, посвященная маркетинговому аудиту компании. Исследователи, технологи управления и практики бизнеса давно работают в этом направлении, однако работы, представленные на рынке, касаются либо отдельных составляющих характеристик маркетинг менеджмента, либо рассматривают элементы маркетинг менеджмент как внутренней деятельности организации достаточно поверхностно, не вскрывая глубины вопросов и проблем организации.
  2. Данная книга, предлагая собственную модель анализа эффективности деятельности организации с помощью системы 50 основных характеристик, осуществляет может быть самую главную задачу – создает возможность комплексно, в едином формате видеть состояние организации через маркетинг менеджмент элементы, пересекающиеся с экономическими, финансовыми и другими характеристиками, показывая взаимосвязи всех бизнес-процессов через одноименные показатели.
  3. Данные показатели обобщены, классифицированы, структурно обоснованы, что сразу можно воспринимать как основу предлагаемой модели анализа эффективности, или «болезни» организации.
  4. Обращаясь к содержанию данного издания, можно сразу увидеть, на каких ключевых, реперных «точках» сосредотачивается внимание маркетингового аудита - на прибыли и марже; на работе с портфелем продуктов и характером и производственной системы создания данных ассортиментных продуктов; прибыльности клиентов в контексте соотношения между расходами организации на создание рынка и затратами на сохранение клиентской базы; качественные и количественные характеристики эффективных каналов распределения и функционирования торгового персонала и т.д.
  5. Наибольший интерес в книге вызывает глава 11, в которой предлагается рентген-анализ деятельности организации, с помощью предлагаемых показателей. Суть в том, что предлагаемая модель из 50 показателей делает возможным значительное углубление и расширение существующих, общепризнанных традиционных финансовых показателей. В оценке эффективности компании или ее брендовой концепции. Работа данной модели оценки показывается на многочисленных пример оценки эффективности деятельности организации на рынке.
  6. Технология анализа и оценки эффективности организации с помощью 50-ти показателей приводит к тому, что глубокое понимание содержания показателей поможет участникам рынка выбирать наиболее нужные исходные данные для получения нужной, востребованной, достоверной и полной информации.
  7. Оценка итоговых показателей позволяет более четко определить позицию организации по отношению к достигаемым целям, увидеть, двигаемся ли мы в правильном направлении.

На самом деле данный список можно продолжить еще на большее количество пунктов и подпунктов, которые на самом деле будут все более разносторонне расширять возможности модели. В целом, данное издание поможет практикам и исследователям менеджмента и маркетинг менеджмента понять актуальную необходимость взаимосвязи и взаимозависимости всех базовых маркетинговых показателей со всеми важнейшими финансовыми и другими, связанными с ними, показателями эффективности деятельности организации. Модель, представленная в книге, является одним из важнейших технологических инструментов управления организацией.


Куярова Любовь Александровна - кандидат экономических наук, доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Книга: Маркетинговые показатели