Работовзятели

Пожалуй, немного найдется людей, которым никогда не предлагали бы начать зарабатывать с помощью многоуровневого, или сетевого, маркетинга. “Спасибо, но у меня уже есть работа”, — обычно отвечают многие и получают новый вопрос “с подковыркой”: “А вы знаете, что слово “работа” происходит от слова “раб”?”.

Да уж, тем, кто руководствуется в жизни именно этим “лингвистическим” наблюдением, знания об особенностях поиска работы и прохождения собеседования вряд ли будут полезны. Для всех же остальных — тех, кто воспринимает работу как важную составляющую жизни, и была написана книга “На старт!”.

Построение своей карьеры автор книги Евгений Бондаренко начал в IT-отрасли в 19 лет, а затем продолжил ее уже в HR-сфере. К слову, поиск первой работы автор начал в октябре 2000 г., а первый рабочий день состоялся спустя восемь месяцев с начала поисков. “Зато это произошло в компании, в которую я действительно хотел попасть”, — объясняет автор.

Конечно, мы не утверждаем, что всем желающим найти новую работу придется потратить на процесс поиска более полугода. Вполне возможно, что уже первое собеседование окажется успешным. Во многом это зависит от поставленной цели.

По мнению г-на Бондаренко, именно постановка конкретной цели — один из первых и важнейших шагов соискателя. Эту мысль он вынес из исследования, о котором, кстати, узнал именно из БИЗНЕСа (см. статью "Тренинг — это продукт, который похож на нож — им можно отрезать сыр, а можно и зарезать").

В 1957 г. среди студентов Йельского университета был проведен опрос. У молодых людей спрашивали, есть ли у них цель на ближайшие 20 лет? Только 3% респондентов ответили утвердительно.

Примечательно, что когда по прошествии 20 лет исследователи вновь нашли этих студентов, оказалось, что в сумме эти целеустремленные 3% обладают состоянием большим, нежели 97% остальных вместе взятых.

Впрочем, сразу поставить четкую и конкретную цель могут, увы, не все. В таком случае автор предлагает пойти “обходным путем”, который тоже имеет свои преимущества.

Этот метод определения цели (так называемый “метод действий”) предлагает просто пробовать буквально все, что попадается под руку. “И когда вы найдете “свое”, обязательно его распознаете”, — заверяет автор. Преимущества этого подхода заключаются в том, что действовать можно начинать прямо сейчас, не тратя время на размышления и ожидания.

Естественно, сама по себе цель мало на что годится, какой бы оригинальной или амбициозной она ни была. Дальнейшие действия соискателя должны быть направлены на поиск подходящих вакансий и подготовку резюме. Причем соискателю рекомендуется использовать тот же язык и ключевые слова, что и в объявлении о вакансии.

Разумеется, в резюме стоит рассказать об образовании, всевозможных дополнительных курсах и стажировках, прохождение которых опять-таки свидетельствует о пригодности кандидата для работы в конкретной должности.

Ну а чтобы дополнить эту картинку еще и визуально, можно использовать в резюме или CV (лат. Сurriculum vitæ — краткое описание жизни и профессиональных навыков. — Ред.) тот же шрифт, цвета и другие элементы оформления, которые применил в своем объявлении работодатель. Речь, конечно, не идет о полном копировании визуальной составляющей, однако слегка “подстроить” документ под стиль компании все же полезно.

Следующий этап — отправка резюме и дальнейшая коммуникация с представителями компаний, а также непосредственная подготовка к собеседованиям. Важно не только иметь общее представление о том, чем занимается компания, но и продумать и даже отрепетировать свои ответы на вопросы интервьюеров.

О пользе последнего автор может судить по собственному опыту: в 2004 г. он проходил собеседование на должность менеджера отдела организационного развития. После окончания интервью он подвел итог: из пяти заданных вопросов он сумел предугадать четыре и ответить на них по отрепетированному сценарию. Кстати, эту работу он получил, несмотря на полное отсутствие опыта в HR-сфере.

Впрочем, на этапе интервью, пусть даже вполне успешном, книга не заканчивается. За каждым собеседованием должен следовать своего рода “разбор полетов” — выяснение, все ли удалось, и если нет, то почему. Ну а за ним — использование умозаключений в подготовке к следующим интервью. И так до момента, пока работодатель не узнает в специалисте “работовзятеля”. ?

Четыре вопроса, необходимых для “разбора полетов” после собеседования

  1. Что должно было произойти?
  2. Что произошло на самом деле?
  3. Почему возникло расхождение между желаемым и действительным?
  4. Чему можно научиться в этой ситуации?

Бородаченко Ксения Викторовна, БИЗНЕС №36 (1023) от 03.09.2012
Книга: На старт! Книга для тех, кому суждено построить успешную карьеру